Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

110 лет со дня рождения Валерия Инкижинова

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
19.04.2024 Просмотров: 800

 

Валерий (Валериан) Инкижинов родился 25 марта 1895 года в улусе Бохан Иркутской губернии в семье крещеного бурята. Фамилия Инкижинов по-бурятски звучит как «Энхээжин», что означает «вечный хозяин». Иван Николаевич Инкижинов, отец будущего актера, принадлежал к плеяде первых бурятских учителей. Мать, Александра Васильевна, была русской и преподавала вместе с мужем в боханской инородческой школе. Это были люди передовых взглядов, настоящие учителя-просветители. Род Инкижиновых был зажиточным и именитым, многие его представители относились к сельской интеллигенции и пользовались уважением земляков. Иван Николаевич и Александра Васильевна своим детям – Валерию и Александру – дали хорошее образование, обучив русской грамоте и азам точных наук, сделав все, чтобы их таланты развивались. Александр пошел по стопам родителей и всю свою жизнь посвятил педагогике. Детские годы Валерия прошли в Бохане, где он впитал в себя красоту родной природы, уважение к традициям, любовь к своему народу. Как все бурятские дети того времени, он был прекрасным наездником, что потом ему очень пригодилось и в театре, и в кино. Из Бохана семья перебралась в Иркутске, где Александра Васильевна преподавала в Глазковском училище, а Иван Николаевич – в семинарии. Затем они служили в городском начальном училище при Иркутском институте. Валерий учился в Иркутской семинарии, а когда ему исполнилось 18 лет, отец мечтал, чтобы сын стал инженером. В 1915 году Инкижинов вместе с отцом приехал в Петроград, где они поселились в буддийском дацане, построенном по инициативе Агвана Доржиева. Валерий поступил в Петроградский политехнический институт императора Петра Великого

Все складывалось хорошо у юного студента-политехника, но однажды он пошел в театр. Вернулся оттуда потрясенный. Он влюбился!.. Влюбился в театр... Параллельно с учебой в институте Инкижинов начал заниматься в театральной студии Всеволода Мейерхольда и вскоре стал его любимым учеником. Занятия в студии занимали все его время, и после некоторых раздумий Инкижинов решил бросить институт. К тому же с началом первой мировой войны многие студенты и преподаватели ушли на фронт. А в  одном из зданий института был развернут госпиталь.

Несмотря на то, что был невысокий – 167 сантиметров, он был очень подвижный, притягивал к себе искренней непосредственностью и живостью в общении. Внешне он был очень привлекательным, даже красивым, особенно поражали его яркие, необычные для азиата, светло-зеленые глаза. Достаточно плотный, крепко сложенный, он был при этом совершенно изящным и пластичным в движениях.

Неслучайно его сокурсница по театральной студии актриса А. Смирнова-Искандер вспоминала: «Валерий Инкижинов покорил всех нас какой-то своей виртуозной акробатической техникой. Гибкость и ловкость движений были у него сверхъестественные, напоминающие кошачьи движения, пластику тигра...».

Всеволоду Мейерхольду молодой симпатичный бурят понравился сразу. И совсем нетрудно понять: почему. Валерий был талантлив. Он поразил Мейерхольда своим умением двигаться, разговаривать, притягивал совершенной пластикой и естественностью каждого своего движения. Возможно, именно с появлением Инкижинова в студии и зародилась у Мейерхольда мысль о будущей системе – биомеханике. Вместе с Инкижиновым они составляли различные виды упражнений, необходимые для поведения актеров на сцене. Впоследствии Инкижинов и преподавал студийцам новую пластическую технику – биомеханику.

Мейерхольд очень любил и ценил Валерия. Вот что пишет он Варваре и Ольге Сафоновым в июне 1917 года: «Ставлю Сологуба «Навьи чары»... Помощник у меня очень хороший: Валерий Инкижинов. Инкижинов – мой официальный помощник. Мы с ним всегда вместе. Вместе сценарий стряпали, вместе ставить будем...*.

Студия на Бородинской была известна в Санкт-Петербурге своими новшествами и творческими исканиями. Но в октябре 1917-го грянула революция. Всеволод

Мейерхольд революцию принял. Он заявил Луначарскому, что готов служить новому революционному театру, и его назначили ответственным за театральный отдел Наркомпроса. Мейерхольд уезжает в Москву.

Инкижинов, опасаясь революционных событий, возвращается на родину. Через три года, 14 октября 1920-го, В. Инкижинов написал своему наставнику из Иркутска: «Так радостно и тревожно узнать, что Вы, Всеволод Эмильевич, в Москве. Радостно, ибо все слухи о различных ваших судьбах неоправданны... Вы вновь у двигателя театра... Тревожно за себя... Помните ли Вы меня?.. Хотите ли помнить...». Мейерхольд сразу предложил Валерию вернуться. Инкижинов с готовностью приехал и тут же был назначен заместителем главного режиссера в театре Мейерхольда. Он начинает играть в театре РСФСР-1 и одновременно преподавать в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ). Среди его слушателей в ГВЫРМе – молодые, начинающие Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Григорий Александров и другие. Сегодня смело можно сказать, что Валерий Инкижинов стоял у истоков творческой судьбы этих великих режиссеров кино.

Сергей Юткевич писал в своих воспоминаниях: «В приемной комиссии ГВЫРМа были В. Мейерхольд, И. Аксенов... Рядом с Мейерхольдом примостился ладно скроенный бурят-монгол... Это Валерий Инкижинов... позднее он прославился исполнением главной роли в фильме «Потомок Чингисхана». Инкижинов считался главным специалистом по сцендвижению и был главным помощником Мейерхольда...».

И далее пишет: «...В отсутствие Мейерхольда с нами занимались Валерий Инкижинов и Зинаида Райх. Упражнения, которые придумывал Инкижинов, с каждым днем усложнялись... Требовалось все больше и больше физической подготовки... этому способствовали также ставшие регулярными уроки акробатики, которые нам давал Инкижинов...».

Инкижинов ассистировал Мейерхольду и в постановках. На афишах спектаклей 1922 года их фамилии стоят всегда рядом. Инкижинов помогал Мейерхольду не только в качестве режиссера и педагога, но и играл во многих его спектаклях.

Он был очень увлекающимся человеком... Возникает кинематограф. Инкижинов, еще продолжая работать с Мейерхольдом, все больше и больше начинает интересоваться «новой формой театра – синема». Лев Кулешов открывает киношколу, и Валерий Инкижинов становится одним из самых активных слушателей киношколы. Уже живя во Франции, он напишет в своих воспоминаниях: «Мы собирались у Кулешова... занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой... Каждый по очереди должен был выполнять кухонные обязанности... Какая прекрасная была жизнь!.. В одном углу Пудовкин разыгрывает пантомиму, в другом Эйзенштейн делает монтажные опыты... Сам Кулешов то уходит, то приходит, дает советы, исправляет ошибки... Какая прекрасная была у нас жизнь!..».

В 1925-1930 годы штатный режиссёр киностудий "Пролеткино", "Совкино" и "Востоккино".

В 1925 году исполнил роль "прожигателя жизни" в фильме Льва Кулешова "Весёлая канарейка".

Снял три фильма: "Расплата" (1926), "Вор" (1927), "Комета" (1929 год), которые не сохранились.

«Комета» 1929

В 1927 году Всеволод Пудовкин предлагает Валерию сыграть главную роль в его фильме «Потомок Чингисхана». Приглашение объяснялось не только тем, что он внешне соответствовал облику героя, но прежде всего тем, что Пудовкин знал его, как актера, видел его режиссерские работы, кинокартины, снятые Инкижиновым, поэтому предложил также стать и сорежиссером фильма. В марте съемочная группа выехала в Бурятию. Всеволод Пудовкин и оператор Анатолий Головня не могли скрыть своего восторга от пейзажей, юрт, всадников – от всего увиденного.

Пудовкин писал: «Самые радостные воспоминания... Мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы снять поразившие нас виды, жанровые картины и бытовые, еще не зная, какое место они займут в будущем фильме... Сценарная схема рухнула под напором экзотических впечатлений... Исключительный по разнообразию и богатству пейзаж... Огромные степные пространства, скалистые горы, мощные и четкие, тайга с ее дикой чащей и буреломами... материал замечательный...». Про дацаны и буддийское богослужение: «ЦАМ поразил нас своим своеобразным, невиданным ранее великолепием. Причудливые маски и костюмы; странные тембры музыкальных инструментов, гудящих, стонущих, завывающих; удивительный ритм, отбиваемый тарелками, отчетливый и точный – все создает незабываемое впечатление...».

Валерий Инкижинов сыграл в фильме запоминающийся образ молодого монгола, борющегося за освобождение своей родины. Критики высоко оценили игру актера. Пудовкин вспоминал: «В фильме есть сцена, где умирает партизан. Там рядом сидит монгол Баир – Инкижинов, и вот он поворачивается... Это было потрясающе!.. Инкижинов сделал это так, как никто и подумать не мог... он просто убил меня каким-то невероятным богатством своего выражения...».

В фильме задействовано лишь несколько профессиональных актеров, остальные роли играли местные жители. Действие фильма разворачивается в 1918 году — в разгар Гражданской войны. Английские войска оккупируют Монголию. Охотнику Баиру (Валерий Инкижинов) не удалось договориться с английским купцом о цене на шкуры лис. Его схватили англичане. При обыске у него нашли ладанку, а в ней грамоту, в которой по-монгольски было написано, что владелец сего — потомок Чингисхана. Англичане хотели было раздуть из этого целое дело и провозгласить парнишку монгольским царем. Однако Баир отказывается от этой сделки. Охотник бежит из города, уничтожает британский штаб и присоединяется к отряду красных партизан под командованием Каландаришвили.

Многие кадры из этого фильма по существу документальные, а съемки прошли в Тунке, Джиде, Селенгинске и Верхнеудинске. Например, священный праздник масок "Цам" был снят в Гусиноозерском дацане. В роли отца Баира снялся отец Валерия Инкижинова. Были приглашены также бывшие партизаны, громившие банды Семенова. Они прибыли на съемки в полном партизанском снаряжении — в тех же папахах, в которых они ходили в бой, с оружием, сохранившимся от боевых походов. На массовку приглашали и людей в национальных бурятских костюмах, благо таких тогда было много.

.

Фильм «Потомок Чингисхана» принес его создателям мировую известность. В феврале 1929 года из Берлина сообщалось, что в первые недели демонстрации «Бури над Азией» (так в зарубежном прокате назвали «Потомка Чингисхана») за билетами стояли такие огромные очереди, что полиции приходилось вмешиваться и следить за порядком. Немецкие газеты писали: «Фильм Пудовкина «Буря над Азией» является шедевром, глубоким, волнующим и потрясающим...». Ромен Роллан сказал, что «Потомок Чингисхана» поразил его полнотой ощущения никогда не виданной страны, своеобразия жизни ее людей... кажется, что мы вживую ощущаем дыхание революционной бури... Актер Инкижинов сумел передать всю страсть того времени. Одной этой роли ему было достаточно, чтобы навсегда войти в историю киноискусства...».

Париж, 1929... Михаил Ромм, Сергей Эйзенштейн и Валерий Инкижинов стоят у вагона. Поезд должен отправиться в Россию через пять минут... Валерий Инкижинов достал бутылку дорогого шампанского и предложил выпить на прощание. Друзья переглянулись недоуменно, запротестовали: «Зачем это?.. Шампанское так дорого здесь...». Но Инкижинов уже принял решение... Он поспешно открыл бутылку, налил шампанское: «Давайте попрощаемся... с Парижем...». Не смог открыто сказать друзьям, что остается... Остался навсегда.

Предстояло начинать все сначала. Он начал играть классические роли в театре у знаменитого французского режиссера и актера Луи Жуве, много ездил с театром на гастроли по всей Франции и другим странам Европы. И сниматься в кино начал в первый же год своего пребывания во Франции. Французским овладел быстро благодаря своей жене, Марии Агутинской-Долгорукой.

Но он еще не знал, что на родине после его решения остаться за границей, на него, уже известного актера и режиссера, опустился занавес запрета, само имя его было запрещено, даже из титров фильма «Потомок Чингисхана» он был вычеркнут... Три художественных фильма, снятых им, как режиссером, были полностью уничтожены. Ни малейшего упоминания о нем и его творчестве нельзя было отыскать ни в одном из солидных кинословарей, изданных в России. А во французской киноэнциклопедии, изданной Ж. Тюларом, читаем: «Валери Инкижинофф... актер, режиссер, театральный педагог... эмигрант из России... начал свою карьеру с роли монгола Баира – Потомка Чингисхана в фильме В. Пудовкина «Буря над Азией». Бритый наголо, с узкими монгольскими глазами... сыграл азиатов во многих фильмах, сумев создать волнующие образы...»(далее перечисляются европейские фильмы, в которых снимался Валерий Инкижинов).

Он сыграл в сорока семи фильмах. Начав с роли монгола, Инкижинов переиграл в европейских фильмах всех китайцев, корейцев, японцев, даже индусов!..

Оставшись в Париже, он в первый же год сыграл главную роль в фильме А. Сандберга «Желтолицый капитан».

В следующем году он опять получает главную роль в фильме по произведению Ж. Сименона «Голова человека». Картину поставил известный Жюльен Дювивье, прославившийся во всем мире фильмом «Большой вальс».

Приглашений сниматься у Валерия Инкижинова было много, настолько, что он часто снимался одновременно в двух фильмах сразу. В 1933 году он занят в фильме Николя

Фаркаша «Битва» и в это же время снимается у Робера Виена в фильме «Полицейский 909». В 1934 году на экраны выходят сразу две картины с Инкижиновым: «Волга в огне» В. Туржанского и «Амок», картина , снятая Ф. Оцепом по роману Стефана Цвейга. А в 1936 году на мировые экраны выходят целых три фильма с участием нашего земляка: «Четверо из Санта-Круза» режиссера В. Клингера, «Фризеннот» П. Хагена и «Бурлаки на Волге» /Volga en flammes В. Стрижевского, также русского эмигранта, сделавшего на Западе весьма успешную карьеру режиссера.

В следующем,1937 году, на главную роль в своем фильме «Пираты железной дороги» Инкижинова приглашает известный кинорежиссер Кристиан Жак, лучшие картины которого: «Кармен» с участием Жана Марэ, «Фанфан-Тюльпан» с Жераром Филиппом, «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо до сих пор популярны и любимы зрителями.

С этого момента и начнется дружба двух талантливых кинематографистов, которая протянется через всю их долгую жизнь.

В 1938 году он снялся в фильме «Железнодорожные пираты» Кристина Жака

Спустя тридцать пять лет, проводя кастинг на роль Спиттинга в фильме «Нефтедобытчицы», Кристиан Жак среди всех претендентов предпочтет своего старого друга Валерия Инкижинова, который сыграет здесь с красивейшими французскими актрисами Бриджит Бардо и Клаудиа Кардинале.

Очевидно, что интеллигентный, всегда подтянутый и элегантный Валерий Инкижинов умел дружить с людьми, с коллегами по творческому цеху. Неслучайно долгие годы его связывала творческая дружба с режиссерами Фрицем Лангом, снявшем Инкижинова в своих лентах «Индийская гробница» и «Бенгальский тигр», впоследствии вошедшими в сокровищницу мирового кино, и режиссером Кармино Галлоне. 

С последним Инкижинов работал вместе в трех фильмах: «Дочь Мата Харри», «Мишель Строгофф», «Триумф Мишеля Строгофф».

Одна из самых известных картин, в которой блистательно играл наш земляк, называется «Сталинградский врач». Фильм Гезы фон Радвани вышел в 1958 году и снискал огромную популярность, благодаря участию в нем таких известных актеров, как Ева Барток и Вера Чехова, Марио Адорфо, Ханнес Мессмер и Валерий Инкижинов.

Он часто играл с ведущими актерами европейского кино. В разные годы и в разных фильмах его партнерами становились Ален Делон, Бриджит Бардо, Клаудиа Кардинале, Марина Влади, Лино Вентура, Тайрон Повэр, Робер Оссейн, Жан-Поль Бельмондо и многие другие. Более того, многие актеры учились у мэтра. Так, Ханнес Мессмер рассказывал, что, снимаясь вместе с Инкижиновым в «Сталинградском враче», он очень многое подсмотрел у него, наблюдал пристально за его игрой, а потом использовал эти приемы уже в других фильмах.

В 1965 году Инкижинову исполнилось семьдесят лет. Но в этом же году, полный сил и энергии, актер играет большую роль мистера Гоу в приключенческом фильме «Злоключения китайца в Китае» / Les tribulations d'un chinois en Chine  (с Жаном-Полем Бельмондо), еще раз блестяще доказав свой талант и профессионализм.

Время неумолимо, и даже самые яркие звезды сходят с экрана. Шла к закату и былая творческая слава Валерия Инкижинова. Он продолжал оставаться подтянутым, элегантным, привлекательным, внешность его, особенно живые, яркие светло-зеленые глаза, всегда притягивали, а общение с ним было очень интересным в силу его интеллигентности, глубоких знаний и компетентности в сфере кино и театра. Но он уже снимается реже, играет последние роли в своей кинематографической карьере.

Жена его, урожденная княжна Мария Агутинская происходила родом из знатной фамилии князей Долгоруких. Через предков Долгоруких она примыкала к потомкам Рюрика, и одним из славных ее предков был князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы. К сожалению, и жена Мария и дочка Ирина ушли из жизни очень рано. Он больше никогда не женился, других детей, кроме Ирины, у него не было.