На днях национальный музей стал обладателем уникальной фотографии - Василия Иннокентьевича Бочанцева, автора легендарной картины "На подступах к Берлину", запечатлевший подвиг Хантаева Василия Харинаевича, Героя Советского Союза .Снимок прислала дочь, Бочанцева Вера Васильевна.
Василий Иннокентьевич Бочанцев родился 14 января 1932 года в с. Камой Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Василий был совсем маленьким, когда Бочанцевы переехали на Ленские золотые прииски, в Бодайбо. Во время Великой Отечественной войны десятилетним мальчишкой работал наравне со взрослыми и вовсе не мечтал ни о каких красках. Скудные военные будни изменили не только понятие о возрасте, но и о быте. Однажды Василию посчастливилось выменять найденный самородок на альбом для фотографий. Можно было рисовать на настоящих чистых листах бумаги! Первые рисунки, сплетенные с войной, переплавились в большое искусство.
После окончания школы поступил в Иркутское художественное училище, а затем закончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.
Еще в студенческие годы был постоянным посетителем Третьяковской галереи, увлекался русской живописью – К. Коровиным, И. Грабарем, К. Юоном. Но ближе всех по духу ему стал В. Суриков. Возможно, увлечение этим могучим русским живописцем и определило жанровую направленность творчества Бочанцева. И действительно, в Бочанцеве никогда не угасала искра божья, по мощи живописного таланта роднящая его с великим земляком и тезкой – Василием Суриковым. Встреча с деканом художественного факультета Дальневосточного института искусств В.А. Гончаренко предопределила дальнейшую судьбу Бочанцева. Вениамин Алексеевич приехал в Москву, чтобы найти толкового выпускника Суриковского института для преподавательской работы во Владивостоке. Выбор пал на Бочанцева. Во Владивосток молодой художник приехал в
Во время жизни в Москве живописец много путешествует по старинным русским городам. Ростов Великий, Загорск, Новгород, Александров поразили художника своей историей, величием и одухотворённостью древней архитектуры. Прекрасный, строгий, белоснежный мир древнерусского зодчества вдохновил художника на написание сотни этюдов: стены старинных башен, луковицы церквей, когда-то неприступные монастырские укрепления...
Тема прошлого Руси не оставит Бочанцева на протяжении всей его жизни. Во Владивостоке, взяв за основу этюды и зарисовки «московского» периода, живописец напишет серию картин, в которых с новой силой зазвучит мощь Руси.
Художник много писал Владивосток – кипучую портовую жизнь, корабельные доки и моряков, теряющиеся в дымке сопки. Но, будучи настоящим «таёжником», изображать море не любил.
Василий Бочанцев был превосходным портретистом. Для создания исторических полотен им было выполнено огромное количество портретных набросков и зарисовок. Рабочие с Ленских приисков, крестьяне, коренные жители Сибири, строители Братской ГЭС и портовые грузчики... Писал легко, внимательно фиксируя взглядом профессионального историка детали, подмечая особенности, делая акцент на значимом. С обрывков бумаги, фрагментов старых обоев или страниц отрывного блокнота правдиво и бесхитростно смотрит на нас та эпоха.
С особой теплотой Бочанцев писал своих родных и близких, особенно старшую дочь Верочку.
Однако же подлинным размахом отличается историческая живопись мастера. Не случайно кумиром Бочанцева на протяжении всей его жизни был Василий Иванович Суриков – его тёзка и сибиряк, эпичность и монументальность живописи которого не могла не сказаться на творчестве молодого художника. Увлечение многофигурной композицией на темы прошлого своей страны нашло отражение уже в ранних набросках и эскизах Бочанцева, многие из которых впоследствии были воплощены в сложных по замыслу и композиции произведениях.
Мастер пейзажа, тематической картины, Бочанцев творил взахлеб. Но почему-то жизнь иногда непостижимо жестока. После рождения второй дочки умирает жена Бочанцева.
Проблемы со здоровьем начинаются и у самого художника. Все последние годы Бочанцев работает над «Реквиемом», пожалуй, главной исторической композицией всей жизни художника, ставшей и последним его творением. Она была задумана как триптих, но Бочанцев успел написать лишь центральную часть – сам «Реквием».
Трагические события Ленского расстрела 1912 года волновали художника долгие годы. И это не было случайностью – ведь художник вырос на Ленских приисках, где и произошёл когда-то расстрел бастующих рабочих. В тех местах В. Бочанцев делал наброски и подготовительные этюды, слушал рассказы очевидцев страшных событий. Картину же писал дома, пытаясь успеть закончить её, даже когда был очень болен.
Воплощенная на холсте сцена не изображает расстрел ленских рабочих, в ней отсутствует действие как таковое. В безмолвной и торжественной тишине полотна разворачивается многоголосье человеческих судеб и характеров. Рабочие и их жёны, старики и дети словно замерли в тревожном ожидании, на их лицах скорбь утраты близких и надежда на то будущее, которое они завоюют сами. Напоминанием о вечном высятся хоругви, призывом к активным действиям развеваются революционные стяги.
«Реквием» – это не только скорбь, но и память. Немыми свидетелями поминовения стали родные художника – его жена, дочь Вера, отец, родственники. Василий Иннокентьевич вписал их образы в свою картину, а в правой части полотна печально и строго на нас смотрит сам художник. В
Незадолго до его смерти в Москву было отправлено ходатайство о присвоении Василию Иннокентьевичу почётного звания «Заслуженный художник РСФСР».
Картины В.И. Бочанцева находятся в собрании Приморской государственной картинной галереи находятся около 30 произведений, в Иркутской "Галерее Бронштейна" и в частных коллекциях в Германии, США, Голландии, Израиле