Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

В.И. Бочанцев

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
29.03.2024 Просмотров: 743

На днях национальный музей стал обладателем уникальной фотографии - Василия Иннокентьевича Бочанцева, автора легендарной картины "На подступах к Берлину", запечатлевший подвиг Хантаева Василия Харинаевича, Героя Советского Союза .Снимок прислала дочь, Бочанцева Вера Васильевна. 

Василий Иннокентьевич Бочанцев родился 14 января 1932 года в с. Камой Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Василий был совсем маленьким, когда Бочанцевы переехали на Ленские золотые прииски, в Бодайбо. Во время Великой Отечественной войны десятилетним мальчишкой работал наравне со взрослыми и вовсе не мечтал ни о каких красках. Скудные военные будни изменили не только понятие о возрасте, но и о быте. Однажды Василию посчастливилось выменять найденный самородок на альбом для фотографий. Можно было рисовать на настоящих чистых листах бумаги! Первые рисунки, сплетенные с войной, переплавились в большое искусство. 
После окончания школы поступил в Иркутское художественное училище, а затем закончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.

Еще в студенческие годы был постоянным посетителем Третьяковской галереи, увлекался русской живописью – К. Коровиным, И. Грабарем, К. Юоном. Но ближе всех по духу ему стал В. Суриков. Возможно, увлечение этим могучим русским живописцем и определило жанровую направленность творчества Бочанцева. И действительно, в Бочанцеве никогда не угасала искра божья, по мощи живописного таланта роднящая его с великим земляком и тезкой – Василием Суриковым. Встреча с деканом художественного факультета Дальневосточного института искусств В.А. Гончаренко предопределила дальнейшую судьбу Бочанцева. Вениамин Алексеевич приехал в Москву, чтобы найти толкового выпускника Суриковского института для преподавательской работы во Владивостоке. Выбор пал на Бочанцева. Во Владивосток молодой художник приехал в 1965 г. и проработал 10 лет на кафедре живописи и рисунка художественного факультета Дальневосточного института искусств. Выпустил три курса живописцев. Студенты искренне любили его. Даже не потому, что тот имел особый педагогический талант, – скорее, он в глазах студентов являл эталон мастера, художника. Бочанцев был последователем реализма и как учитель признавал твердый рисунок, живопись. Его педагогическая задача была не подминать под себя творческий метод учеников – он давал возможность каждому студенту искать собственный стиль и экспериментировать

Во время жизни в Москве живописец много путешествует по старинным русским городам. Ростов Великий, Загорск, Новгород, Александров поразили художника своей историей, величием и одухотворённостью древней архитектуры. Прекрасный, строгий, белоснежный мир древнерусского зодчества вдохновил художника на написание сотни этюдов: стены старинных башен, луковицы церквей, когда-то неприступные монастырские укрепления...

Автопортрет

Тема прошлого Руси не оставит Бочанцева на протяжении всей его жизни. Во Владивостоке, взяв за основу этюды и зарисовки «московского» периода, живописец напишет серию картин, в которых с новой силой зазвучит мощь Руси.

Праздничный день

Художник много писал Владивосток – кипучую портовую жизнь, корабельные доки и моряков, теряющиеся в дымке сопки. Но, будучи настоящим «таёжником», изображать море не любил.

Приморье, Большой Камень. 1970.

Владивосток, вид на пирс. 1968.

Владивосток. 1967

 

Василий Бочанцев был превосходным портретистом. Для создания исторических полотен им было выполнено огромное количество портретных набросков и зарисовок. Рабочие с Ленских приисков, крестьяне, коренные жители Сибири, строители Братской ГЭС и портовые грузчики... Писал легко, внимательно фиксируя взглядом профессионального историка детали, подмечая особенности, делая акцент на значимом. С обрывков бумаги, фрагментов старых обоев или страниц отрывного блокнота правдиво и бесхитростно смотрит на нас та эпоха.

 

Сибирская деревня, Под золотой тайгой. 1972.

 

 

Братская ГЭС. 1963

С особой теплотой Бочанцев писал своих родных и близких, особенно старшую дочь Верочку. 

Портрет отца. (Иннокентий Герасимович) 1969.

Портрет жены. Люсенька в юности. 1963

Портрет дочери в нанайском костюме. 1969.

Однако же подлинным размахом отличается историческая живопись мастера. Не случайно кумиром Бочанцева на протяжении всей его жизни был Василий Иванович Суриков – его тёзка и сибиряк, эпичность и монументальность живописи которого не могла не сказаться на творчестве молодого художника. Увлечение многофигурной композицией на темы прошлого своей страны нашло отражение уже в ранних набросках и эскизах Бочанцева, многие из которых впоследствии были воплощены в сложных по замыслу и композиции произведениях.

Мастер пейзажа, тематической картины, Бочанцев творил взахлеб. Но почему-то жизнь иногда непостижимо жестока. После рождения второй дочки умирает жена Бочанцева. 

Проблемы со здоровьем начинаются и у самого художника. Все последние годы Бочанцев работает над «Реквиемом», пожалуй, главной исторической композицией всей жизни художника, ставшей и последним его творением. Она была задумана как триптих, но Бочанцев успел написать лишь центральную часть – сам «Реквием». 

Трагические события Ленского расстрела 1912 года волновали художника долгие годы. И это не было случайностью – ведь художник вырос на Ленских приисках, где и произошёл когда-то расстрел бастующих рабочих. В тех местах В. Бочанцев делал наброски и подготовительные этюды, слушал рассказы очевидцев страшных событий. Картину же писал дома, пытаясь успеть закончить её, даже когда был очень болен. 

Воплощенная на холсте сцена не изображает расстрел ленских рабочих, в ней отсутствует действие как таковое. В безмолвной и торжественной тишине полотна разворачивается многоголосье человеческих судеб и характеров. Рабочие и их жёны, старики и дети словно замерли в тревожном ожидании, на их лицах скорбь утраты близких и надежда на то будущее, которое они завоюют сами. Напоминанием о вечном высятся хоругви, призывом к активным действиям развеваются революционные стяги.

Реквием

«Реквием» – это не только скорбь, но и память. Немыми свидетелями поминовения стали родные художника – его жена, дочь Вера, отец, родственники. Василий Иннокентьевич вписал их образы в свою картину, а в правой части полотна печально и строго на нас смотрит сам художник.   В 1975 г. из-за тяжёлой болезни лёгких он сам. Девочек принимает семья родственников в родном их отцу Иркутске.

Незадолго до его смерти в Москву было отправлено ходатайство о присвоении Василию Иннокентьевичу почётного звания «Заслуженный художник РСФСР». 

Картины В.И. Бочанцева находятся в собрании Приморской государственной картинной галереи находятся около 30 произведений, в Иркутской "Галерее Бронштейна" и в частных коллекциях в Германии, США, Голландии, Израиле