Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ» 2011-2012 учебный год (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова − основателя Московского университета)

Полезное
Версия сайта для слабовидящих
28.03.2024 Просмотров: 2845

ЗАДАНИЯ ОТБОРОЧНОГО ЭТАПА ПО ИСТОРИИ
Инструкция для участника
Чтобы стать участником олимпиады, необходимо лично зарегистрироваться на портале олимпиады школьников «Ломоносов» по адресу: www.lomonosov.msu.ru.
Участник олимпиады школьников «Ломоносов» направляет решения заданий в оргкомитет через портал олимпиады, следуя размещенным там подробным инструкциям, до 24 часов 24 января 2012 года включительно (по московскому времени). Работы, направленные в оргкомитет иными способами, проверяться не будут.
Участник по каждому предмету может направить только одну работу.
Информация о получении работ оргкомитетом размещается на портале олимпиады школьников «Ломоносов» в личном кабинете участника.
Результаты отборочного этапа будут опубликованы на портале олимпиады школьников «Ломоносов». Работы участников отборочного этапа не рецензируются и не возвращаются.
Требования к оформлению работы
1. На листах ответов запрещается указывать фамилию, имя, отчество участника.
2. Нумерация решений и ответов должна соответствовать нумерации олимпиадных заданий.
3. В листы ответов условия заданий переписывать не надо (если это не предусмотрено заданием).
4. Рукописные части работы (при их наличии), в том числе чертежи и рисунки, следует выполнять разборчиво гелевой ручкой синего или черного цвета.
Отправлять решения заданий можно только в формате PDF. Решения по каждому предмету отправляются одним файлом из личного кабинета участника на портале олимпиады школьников «Ломоносов».

1. Прочитайте отрывок из исторического источника:
«Выступил в поход <князь>, взяв с собою много воинов… и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским… И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от <князя> и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал <князь> Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира... И сел <князь>, княжа, в Киеве, и сказал <князь>: "Да будет это мать городам русским”».
1.1. О каком событии российской истории идет речь в приведенном фрагменте?
1.2. О каком князе идет речь в данном отрывке?
1.3. Назовите год данного события.
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. Исключите лишний элемент (один) в каждом ряду? Поясните свой выбор.
А) 6415; 6449; 6452; 6496.
Б) Иван Заруцкий, Козьма Минин, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский.
В) Остен-Сакен, Шварценберг, Эссен, Эртель.
3.
В декабре 1582 года в Москву прибыл Иван Кольцо с челобитной к царю
Ивану IV. Царь принял челобитчика и в своей ответной царской грамоте милостиво объявлял казакам забвение старых провинностей и вечную благодарность России за эту важную услугу.
3.1. Назовите исторического деятеля, от лица которого была составлена данная
челобитная.
3.2. О каких старых провинностях идет речь в царской грамоте?
3.3. За какую важную услугу благодарил царь казаков?
3.4. Определите в краткой форме значение этих событий для дальнейшей истории России. Должна ли, на Ваш взгляд, Россия быть «вечно благодарна казакам» за эту услугу? Изложите свою позицию по этим двум вопросам в небольшом связном тексте (максимум одна страница формата А4).
4. Прочитайте отрывок из исторического источника:
«Угощала царица всех панов московских в своих палатах. Уже в ту ночь собиралась "москва” на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению. И потому жолнеры были вооружены и в полной готовности, понимая, что люди должны взбунтоваться против поляков. Говорили царю, что эти сборища не без причины, чтобы остерегался измены, которой уже были явные свидетельства».
4.1. О каких царе и царице идет речь в тексте?
4.2. Какие оценки личности и характера правления данного царя Вам известны?
4.3. Какая из этих оценок Вам наиболее близка? Свой ответ аргументируйте (максимум три предложения).

5. Прочитайте отрывок из исторического документа:
«Да здесь у нас, в Нижнем, и многих розных городов ратные люди, и дворяне, и
дети боярские, и стрельцы, и казаки, в великом собраньи идут под Москву, на очищенье Московского государства. А в Казани и в Нижнем зелья и свинцу мало, и вам бы зелья и свинцу к нам в Нижний прислать тотчас, чтобы за тем походу и земской службе порухи не было».
5.1. Определите историческое событие, о котором идет речь в данном отрывке.
5.2. Назовите исторические личности, с деятельностью которых связано это
событие.
6. Известно, что исторические события часто приводят к появлению устоявшихся
выражений в языке. Ответьте на следующие вопросы:
А) Во французском языке есть выражение "C’est la Berezina”.
С каким историческим событием связано появление данного выражения?
Что оно означает в современном французском языке?
Б) В русском языке существует просторечное выражение «шаромыжник».
Объясните этимологию данного выражения.
С каким историческим событием связано его появление?
Что оно означает в современном русском языке?
7. Прочитайте фрагмент из речи государственного деятеля:
«Господа, в ваших руках успокоение России, которая, конечно, сумеет отличить
кровь, о которой так много здесь говорилось, кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей, применяющих самые чрезвычайные, может быть, меры с одним только упованием, с одной надеждой, с одной верой — исцелить трудно больного!».
7.1. Какому государственному деятелю принадлежат данные слова?
7.2. С какими событиями истории России они связаны?
8. Изучите нижеприведенные изображения:

1

2

3

8.1. Какому известному историческому деятелю посвящены данные памятники?
8.2. Определите местонахождение каждого из памятников.
8.3. На каком из данных памятников в качестве эпиграфа были размещены
следующие строки:
«Московский здесь Парнас изобразил Витию,
Что чистый слог стихов и прозы ввел в Россию,
Что в Риме Цицерон и что Виргилий был,
То он один в своем понятии вместил…».

9. Перед Вами фотографии известных деятелей науки и культуры:

1

2

3

4

5

9.1. Укажите, по какому принципу объединены данные исторические персонажи?
9.2. Заполните следующую таблицу:
Изображение Фамилия, Имя, Отчество  Область знаний  (деятельности)  Каким образом связан с Московским университетом?
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
10. Изучите следующие политические плакаты:

1

2

3

4

Выполните следующие задания:
(А) Определите, какие исторические события стали причиной появления каждого из данных плакатов.
(Б) Укажите год событий, с которыми связано появление каждого из данных плакатов.