Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Выпуск 3. Ноябрь 2010 г.

Полезное
Версия сайта для слабовидящих

Эстафета по созданию этнокультурного комплекса подхвачена Баяндаем

В Баяндаевском районе по примеру Осы планируется создание этнокультурного комплекса - основа которого составит этнографический музей  под открытым небом.

Строительство уже начато вблизи трассы Иркутск — Качуг. Выбор участка не случаен: музей будет не только решать вопросы сохранения историко-культурного наследия, но может стать одним из ключевых объектов этнотуризма Иркутской области, поскольку располагается на пути к Байкалу.

Ожидается, что в летние месяцы в музее будет аншлаг. Десятки тысяч туристов, в том числе иностранных, познакомятся с историей, самобытной национальной культурой бурят, белорусов, русских, издавна проживающих в Баяндаевском районе 

По словам Бориса Вахрамеева, руководителя этого проекта, все основные сооружения комплекса будут подлинными историческими, вывезенными из улусов и  деревень, в частности, бурятская юрта из Отонхой Эхирит-Булагатского района.  В музее можно будет не просто осмотреть строения, но и отведать блюда белорусской, бурятской и русской кухни.

Будет работать творческий коллектив. Учитывая интерес соотечественников к проведению национальных обрядов, в комплексе можно будет сыграть свадьбу по бурятским обычаям.


Знакомьтесь: иркутский художник Ю.Н. Квасов

Юрий Николаевич Квасов родился в 1946 г. В 1968 году закончил Иркутское художественное училище. Член Союза художников России с 1993 года. Любимый жанр Юрия Квасова - портреты друзей и современников.

За долгие годы Квасов испробовал разные виды живописи, однако одним из наиболее любимых остался портрет. По его словам: "портрет интересный тем, что вот стоит человек, которого ты знаешь, но когда ты его пишешь, он раскрывается перед тобой. Находишь такие моменты, которые другие и даже сам не замечал".
Выставка, организованная в нашем музее - своеобразный творческий отчет художника и своеобразная подготовка к экспозиции, посвященной празднованию 350-летия Иркутска. 
                                                                                     
Портрет А. Голованова, председателя ТРК "Иркутск", автора известных документальных фильмов, "Уходил сибиряк на войну", "Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг","Маршал Блюхер. Портрет на фоне эпохи"
                                                                                       
Портрет В.К. Венгера, народного артиста РФ,  Почетного гражданина Иркутска и Иркутской области
                                                                                       
Портрет Д.А.Салацкой, известного иркутского коллекционера, руководителя арт-галереи «DiaS»


Юрта –  традиционное жилище бурят

Влязло Сергей, 10 класс Боханская СОШ №2

Руководитель: Ходакова  О.С.

 

1. Традиционное жилище бурят- юрта

1.1               Юрта и ее разновидности

Ведя, четырехцикличный кочевой образ жизни буряты не могли на всех местах кочевок поставить деревянные юрты, поэтому можно предположить, что до прихода русских в Сибирь основным видом жилищ была – войлочная юрта. После прихода русских стал медленно, но неуклонно меняться хозяйственный уклад жизни. Кочевое хозяйство также стало претерпевать изменения: появляется полукочевая форма хозяйствования сокращение масштаба перекочевок. У западных бурят стали появляться постоянные зимние улусы. Так в частности буряты в долинах рек: Оса, Обуса, Ида, Каха уже в первой половине XVIII века перешли полукочевому образу жизни. Ограничившись переходами зимник-летник. Исходя из этого, можно предположить, что буряты использовали в качестве жилища два вида юрт – деревянные (в качестве зимников) и войлочные (в качестве летников). Так как с приходом русских, основным видом деятельности было полукочевое скотоводство, перекочевки у них были два раза в год на зимники и на летники. Зимники, более постоянные жилища, они устраивали на низких лугах. На покосы возле улусов они вывозили навоз, увеличивая этим урожай трав. На лето уводили скот в дальние долины, сохраняя тем самым луга от потравы. Лошади, овцы и козы находились на подножном корму почти круглый год. На летние стоянки перебирались из зимников в мае месяце.

Кочевой образ жизни издавна определил тип геометрически замкнутого компактного жилища – юрты в определенных условиях юрта – совершенная конструкция, как в практическом, так и в эстетическом отношении. Традиционным жилищем бурят были юрты, которые преимущественно делались восьмистенные или шестистенные, реже десятистенные.

Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы с обитателей, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность.

Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. Это связано с тем, что вся деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Отсчет времени суток, до революции, буряты вели обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты – дымник.

Существовало несколько бытовых способов определения дневного времени: утро, когда лучи солнца падали на западную сторону – «солнце в изголовье кровати» - было временем утреннего чая, доения скота. Время в полдень, когда солнце находилось в зените и падала самая короткая тень, называлось «молочным». Хозяйка занималась обработкой молока, приготовлением молочных блюд. Вечернее время – «солнце в изножье кровати» время пригона скота, дойка коров, приготовление ужина.

В прошлом буряты остерегались строить большие жилища, так как для этого приходилось срубать много деревьев. Долголетие человека напрямую зависело от количества срубленных деревьев. Бытовало поверье, что выстроенный дом обладает величием, мощью, и если величие дома окажется сильнее мощи, заложение природой в жильцах этого дома, то они будут плохо жить, начнут болеть, умирать, потому что мощь дома подавляет их величие. Для благополучной жизни в большом доме необходимо было, чтобы жизненная сила человека была сильнее «величия» дома.

К концу XVIII века значительная часть бурятского населения жила в поселениях – улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей-айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались зимниками. Количество дворов в них было различно – от 10-12 дворов до восьмидесяти десятков. На зимнике располагались многостенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались в близи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать после прихода русских, а в Забайкалье были распространенны вплоть до революции.

1.2. Войлочная юрта-летник

Кочевой образ жизни издавна определил тип геометрически замкнутого компактного жилища – сбор разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и полусферическим верхом. Многовековая эволюция кочевой юрты выработала ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и меблировки. Бурятское название войлочной юрты – хэе гэр. Юрта представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке вьючных животных.

При изготовлении войлока производились следующие операции:

1.                   Сначала собранную и рассортированную шерсть взбивали ивовым прутиком, при этом предпочитали сухую солнечную погоду, чтобы она не пропиталась атмосферной влагой.

2.   Затем шерсть, хорошо просушенную на солнце, раскладывали на мешковину слоями один на другой для получения нужной толщины. Разложенная шерсть перед катанием освящалась.

3.   Для уплотнения шерсть обильно поливали горячей водой и ли молочной сывороткой, после этого свертывали в рулон на круглый деревянный валик, края закрепляли нитками или веревками.

4.  Рулон при помощи веревки, прикрепленной к выступающим концам валика, катали вручную от одной группы к другой. С целью выявления возможных изъянов рулон постоянно разворачивали. Изготовлен больших по размерам войлоков для юрт требовало большой физической нагрузки. Ее прокатывали по земле путем буксировки на лошадях. После завершения всех операций участники произносили благопожелания хозяину, а тот устраивал обильный пир, где обязательно подавали ритуальную пищу – саламат. Развит был у бурят домашний промысел. Женщины катали войлок, которым покрывали юрты, обрабатывали кожи. Мужчины готовили деревянный каркас юрты.

Войлочная юрта по конструкции была однотипной для всех районов бытования, как однотипными в целом были деревянные юрты, различаясь лишь в деталях, по размерам, материалу и виду древесины.

1.3. Деревянная юрта – зимник

Предбайкальские буряты жили также в неподвижных юртах, которые строили из бревен, их называли «модон гэр»  - деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрт достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Как и войлочные деревянные строились восьмистенные или шестистенные, реже и десятистенные. Потолок юрты покрывал вымоченный корой, дерном и тесом, позже стали делать из досок направленных острием вверх, опорой крыши являлись четыре столба. На самом верху было отверстие в качестве дымохода для очага, расположенного в самой середине юрты. Отверстие для дымохода служило еще и для освещения, так как окон в деревянной юрте не было. Внутри юрта делилась условно на две половины. Деревянные юрты (из лиственницы, сосны) снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь – сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.

Буряты верили, что каждое лишнее срубленное дерево укорачивает жизнь человека, поэтому строили юрту по своим потребностям. При порубке деревьев обязательно спрашивали разрешение у духов земли.

С 19 века у Забайкальских бурят стали строить срубные бревенчатые избы, но юрта как традиционное жилище встречается и в наши дни.

1.4. Внутреннее убранство юрты

Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация внутреннего пространства. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным. Внутри юрта делилась условно на две половины. Пространство юрты имеет несколько знаков-символов, с помощью которых оно отгораживается от остального мира и которые вступают как обереги. Внутри юрты можно выделить шесть основных частей. Каждая, из которых несла свою бытовую и смысловую нагрузку.

В центре юрты ложились три булыжника «дуле» расположенные треугольником, сверху устанавливался треногий таган с чугунной чашей для варки мяса, кипячения чая и молока, где сутками горел костер. Поленья для поддержания очага обязательно подкладывались с южной стороны. «Огонь – искра, упавшая с неба», - верили с давних пор буряты. Ни одно празднество, ни одно событие в жизни бурятского племени не обходилось без кострища. Возле него капал шаман, выпрашивая счастье и благословение у Вечного Синего Неба. Когда в землю ударит молния, существовал обычай вернуть небу то, что спустилось с небес. Чтобы поднять небесный дар обратно в небо, сажали ель, верхушка которой, подобно стреле Гэсэра, устремлялась ввысь. Недаром владыка молнии  грома Хухэрдэй носил титул тэнгрия – небожителя и звание мэргэна – меткого. Бурятская юрта сохраняла связь с небом через дымоход. Огонь был существом священным. Нельзя было бросать в огонь мусор, вороши огонь острым, сидеть, вытянув ноги к огню, трогать угли ногой. Переезжая с места на место, старый очаг гасили, и оставляли тлеющим. Огонь нельзя было осквернять, топить печь нечистыми дровами. «Царица огня, сотворенная из дерева, ты, которая зародилась при отделении Неба от Земли, коей отец твердая сталь, мать – кремень, предки – ильмовые деревья! Блеск твой достигает неба и проникает сквозь землю! Поклоняемся!» - просили благополучия буряты, переступая порог юрты. Каждый день перед трапезой буряты отдавали дань Огню кусочками мяса, жира, брызгая на него молочной водкой.

Остов юрты делался из отдельных складных решеток, которые делали из ивовых прутьев. Их можно было сдвигать и раздвигать. Когда стенной каркас был установлен, один человек вставал в центре будущей юрты и поднимал вверх круг, диаметром около метра, сделанный из березы. Его соединяли при помощи столбиков и потолочных палочек со стенами и полом. На этот каркас набрасывали войлоки и шкуры, укрепляя их сплетенной сеткой, а на потолок укладывали специальные потолочные войлоки, сшитые по форме юрты шкуры, оставляя свободным центральное отверстие. Установка юрты занимала не больше часа времени. Она легко разбиралась, что было удобно для перевозок. Практическая необходимость и художественная целесообразность заставили кочевников подчинить все размеры единому модулю и унифицировать все детали. Конструктивный набор юрты состоял из 9 основных частей.

Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, составляет общую стенку, состоящая из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками.

Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту ил складывать ее во время перекочевок. Шарнирная конструкция решеток стен. Обеспечивала сейсмоустойчивость юрты.

Остов крыши юрты состоит из высокогранных жердей гибких пород деревьев, которые втыкаются на верху в специальный круг – диаметром около метра. Обод изготовляли из березы, на нем были выдолблены отверстия для вставки заостренных верхних концов жердей, количество которых обычно делали 60. Нижние концы жердей укреплялись на головках решеток – стен.

Для придания устойчивости устанавливали два опорных столба (тээнги), верхние концы которых упирались в обод. Обод разделялся несколькими расходящимися по радиусу жердинами.

К каждому углу покрышки (урхэ) пришивалась длинная веревка, которую натягивают по войлочной кровле и привязывают к низу решетки. Через обод в юрту проникал свет, поэтому при помощи веревки, пришитой к переднему углу, открывали урхэ. Кроме того обод служил дымоходным отверстием.

Решетки юрты покрывали большими кусками войлока (туургэ), длина каждого около трех метров. В целях антисептика войлок заранее пропитывали раствором кислого молока с табаком и солью и хорошо просушивали.

По верху войлока закрепляли волосяные веревки – зээг. Войлочные покрытия накидывали по определенному порядку: сначала юго-западную кайму, потом юго-восточную, затем две другие набрасывались так, чтобы их края придавливали концы двух первых. Такой порядок диктовался практической необходимостью, поскольку не прижатые края передних полотнищ могли быть приподняты или сдернуты северо-западными ветрами.

После установки войлока, накидываются дзэбэри – два больших куска войлока, узких на верху и широких внизу, верх и низ – полукруглые. Сначала накидывают переднюю кошму, потом  заднюю. Самыми лучшими кусками войлока покрывают стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь, постель и сундуки с одеждой и украшениями.

Покрытая войлоком юрта, затягивалась по периметру поясами, свитыми из конского волоса (хошлон). Пояса протягивались по верху и середине войлочных стен, привязывались к дверным рамам.

Нижняя часть стены называлась заяа и закрывалась специальными войлочными лентами – хаябши, которых было три или четыре. По мере необходимости они натягивались или убирались. В зимнее время заваливали сухим навозом. В Теплое время, если становилось в юрте душно, для вентиляции угол заднего войлока приподнимали и засовывали за пояс юрты. Земляной пол покрывался очень толстой, плотной кошмой. Разборка юрты проводилась в обратном порядке.

Всегда при установке юрты в качестве всех связок используют конский волос. У бурят считалось, что именно по конскому волосу с верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье. Кроме магического значения волосяные веревки обладали еще немаловажным свойством: промокая от дождя или снега, веревка не изменяла своей длины, поэтому она в любом состоянии плотно закрепляла покрытие юрты.

Войлок – изобретение кочевников. Валяние войлока – способ приготовления шерстяного материала у кочевников. Основным сырьем служит овечья шерсть с добавлением конского волоса, козьей шерсти, у бурят, проживающих в холодных климатических условиях Сибири, овец стригли один раз летом.

Процесс, связанный с катанием войлока был настоящим праздником для бурят, участниками которого были в основном женщины. Перед тем как приступить к работе, полагалось дать угощение шерсти, идущей на изготовление войлока. Ее кормили молоком, что означало очищение от всякой скверны. Овечьей шерсти приписывали магические свойства, поэтому верили, что войлок всегда скатывается, если какой-то элемент ритуала не соблюден.

Считалось, что в войлоке заключается нечто сверхъестественное. В ряде сакральных ситуаций использовался только белый войлок без примесей других оттенков. Для придания особой белизны шерсть выдерживали в специальном растворе.

Очаг (гаал гуламта) – это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи. Человек еще в глубокой древности осознавал, что он единственный из всех живых существ владеет огнем и это выделяет его из всего окружающего мира. С тех пор огонь для него стал объектом поклонения.

Кроме того – очаг связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений символ объединения и одновременно противопоставления (чужой огонь, чужие люди). В центре юрты сооружали очаг: мелкие камешки смешивали с глиной и этим раствором заполняли пространство, предназначенное для очага. Такой участок был примерно выше земли на 5-10 см. На этом месте устанавливали железный треножник или таган на четырех ножках, на который ставился чугунный котел для варки пищи. У скотовода, охотника очаг там, где он разводит огонь. Огонь – живое, родственное существо, поэтому с ним разговаривают, ему рассказывают о своих делах, его просят о помощи и поддержки. Огонь не должен гаснуть всю ночь, он живет в очаге всегда. И когда охотник спит, расположившись у огня, хозяин очага обходит соседние места и подгоняет доброму охотнику зверя.

С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их – не в коем случае не осквернять очаг и оскорблять хозяина огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду на огонь. Из глубины веков пришло поверье о вражде духов-хозяев воды и огня. Огонь и вода – взаимоуничтожающие элементы стихии: огонь заливается водой, а вода высушивается жаром огня. В случае необходимости потушить костер в степи, в лесу – присыпали пламя землей, а после заливали водой, причем воду лили не сверху, а по краю костра, чтобы вода снизу потушила его. Также запрещалось касаться огня ножом или другим острым предметом, рубить топором возле огня. Сидеть или спать, вытянув ноги к очагу, - считалось, что это оскорбить духа-хозяина дома. Нельзя бросать в огонь мусор, грязь, особенно волосы, плевать в огонь, топить плохими дровами. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов – запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь – символ упадка рода, распада семьи. Огонь должен догореть и погаснуть сам, а в ранние времена он должен был гореть постоянно. У бурят отмечен обычай: когда сыновья отделяются от отца или дом продается за долги, в очаг льется вода, чтобы огонь угас и «не видел» разорения дома.

Роль огня подчеркивается еще тем, что его место закреплено среди пяти стихий, где он противопоставлен воде. Огонь должен гореть хорошо, и поэтому нельзя в него закладывать сырые дрова, так как они дают много дыма и трещат.

-->