Иркутская область, п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6 А
+7 (39541) 3-16-08
Режим работы:
Режим работы: с 9.00 - 17.00
Сб, Вс - выходной

Вестник 15. Февраль 2012

Полезное
Версия сайта для слабовидящих



Увеличение портретов

    Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.

         Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений.

           В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. «темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.

           В дальнейшем у истоков развития искусства фотографии стояли французы Жозеф Нисефор Ньепс, Луи Жак Манде Дагер, англичанин Уильям Генри Талбот.

          Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году и насчитывает более 170-ти лет. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии, изобретенного Талботом. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов, и на некоторых имеется подпись самого Талбота.                        

            В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. На рубеже XIX – XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
            Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин.

             Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль.
           Это краткие сведения из истории возникновения и развития искусства фотографии.

           В рамках празднования праздника белого месяца «Сагаалган» в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского округа открывается новая выставка «Увеличение портретов», предоставленная нам Национальным музеем республики Бурятия и включающая в себя 50 фотографий из фондов Научного центра  истории Бурятии им. М.Н. Хангалова и частных коллекций Михаила Харитонова и Анатолия Сахирова.

Это первая выставка, которая представляет историю Бурятии через призму искусства, в данном случае искусства фотографии. Все представленные на выставке фотоработы - это студийная и документальная съемка конца XIX – начала XX века, а также жанровая фотография 20-30 гг. Но все - таки акцент выставки сделан на портрет. Потому что во второй половине ХIХ - начале ХХ столетия среди других жанров светописи господствовал именно портрет. В Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) активно открывались фотографические ателье. В витринах были выставлены фотопортреты красавцев кавалеров, нежных барышень, дородных купцов, зажиточных горожан.                         

Ни одна выставка, которая проходит как в стенах Научного центра истории Бурятии, так и в стенах нашего музея, не обходится без фотографий, но впервые фотография стала основой выставки. Более того, она рассматривается не только как документ времени, но и как произведение искусства.

Чтобы сделать один снимок, мастера часами выбирали позы для портретируемых. Во всех фотоателье был целый набор декораций - от балюстрад и лодок из папье-маше до ковра, имитирующего траву. Когда все подготовительные работы были позади, клиенту приходилось минут 15 сидеть не шевелясь. А чтобы человек выглядел естественным, существовали специальные устройства, которые поддерживали голову и другие части тела.

В тот день, когда снимались дамы, существовало всего два сеанса, то есть всего двух клиенток принимал в течение дня фотограф. Потому что хотел изготовить прекрасный портрет, поэтому обговаривались все детали, вплоть до складок платья.

Фотографы сильно зависели от вкуса обывателей. На карточке заказчик должен был выглядеть привлекательным и находиться в окружении прекрасных вещей. Поэтому фотографическая карточка ХIХ столетия представляет собой настоящее произведение искусства. Она имеет определенные стандартные размеры. Самыми популярными были «визит», распространившийся с 1854 года, и «кабинет», появившийся в 1866 году. Позже, с 1870 годов, под давлением конкуренции, вводились в обращение все новые и новые форматы, и к рубежу 19-20 веков продукция фотофирм стала отличаться большим разнообразием оформления снимков. Помимо привычных форматов «визит» и «кабинет»,  для удержания клиентуры были придуманы новые форматы: самые маленькие – «миньон»,  «бижу»,  «будуар» и прочие. Фотографии стали делать овальной, круглой, квадратной формы и наклеивали на листы картона большого размера, окрашенные в разнообразные оттенки.

Кабинет-портреты — фотографии самого крупного на тот момент размера — предназначались для украшения дома и часто были многофигурными. Снимались и в одиночку, и всей семьей или с друзьями. По кабинет-портретам сегодня можно изучать костюм второй половины XIX — начала ХХ века, который обычно виден во всех деталях. Фото делалось в студии на фоне сменных декораций, часто с использованием мебели или портьер — люди сидят в креслах или на стульях, опираются на ажурные решетки. Чем богаче было фотоателье, тем больше было там декораций.

Визит-портреты — вытянутые по вертикали фотографии, традиционного размера бумажных визиток (10×6 см) — ввел в обиход французский фотограф Андре Адольф Эжен Диздери. Такие фото были, как правило, одиночными (исключение составляли матери с младенцами), их часто дарили на память. В конце XIX века в пособиях по хорошим манерам даже существовал соответствующий раздел, разъясняющий, кому и какие карточки дарить.

          Позитив наклеен на бланк из бристольского картона, изготовленный и художественно оформленный в специальной литографической мастерской. Этот фирменный бланк являлся визитной карточкой владельца ателье, на нем можно было увидеть название и адрес фирмы, имя владельца, его почетные звания и награды, а также дополнительную информацию для клиентов, например «негативы сохраняются» или «увеличение портретов».

На выставке «Увеличение портретов» экспонируются произведения профессиональной портретной светописи, выполненные в фотоателье Верхнеудинска (Улан-Удэ), Иркутска, Троицкосавска (Кяхты), Читы и Санкт-Петербурга. На фотографиях Проневича, Урсу, Гольденберга, Косарева и других мастеров запечатлены представители различных социальных групп общества. Есть фотографии известных личностей, например, Хамбо ламы Итигэлова и цесаревича Николая, Агвана Доржиева и Булата Бутунаева. Но большинство составляют снимки тех, о ком мы мало знаем, или не знаем ничего, но чьи портреты не менее точно передают дух эпохи. Впрочем, степень известности запечатленных персонажей не была главной задачей выставки. Пожалуй, главным критерием отбора была художественная ценность фотографии, ее эстетическая содержательная наполненность.

          Но, все же не исключается возможность, что кто-нибудь из посетителей экпозиции «Увеличение портретов» узнает в старых пожелтевших карточках лица своих родственников. Так что смотрите внимательно!

          Кроме того, на выставке будут представлены фотоаппараты разных годов выпуска и марок, другая техника, использовавшаяся в искусстве фотографии. Обращаемся также ко всем нашим землякам с просьбой – если у кого-то есть профессиональные фотоаппараты, которые использовались в фотоателье, подарить или предоставить их музею во временное пользование на время экспонирования выставки. 

           Открытие выставки состоится в здании Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа по адресу: п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 6А   28 февраля в 14.00 часов.

 

 

Методист музея                                                                                                         А. Г. Арзаева


Традиции и обычаи бурятского народа

Бураев Артем, 11 класса

МОУ «Тарасиснкая СОШ»

Руководитель: Бураева И. П., учитель,

зав. библиотекой, руководитель кружка

 

Мой улус - Тараса Боханского района имеет свою историю, и она далеко не скучная. Он расположен в 68,35 мили по тракту от г. Иркутска - столицы Восточной Сибири. Исторически основан в XVII веке (350-400 лет назад). Земля Тарасинская очень обширная, по ней течет речка, носящая название своего дола. Тарасинка перед самой Ангарой, не добежав до нее каких-нибудь 20 верст, впадает в реку Иду. Весной и летом долина Тарасы утопает в зеленых зарослях черемухи и боярки. Откуда же произошло название нашего села? Любопытно, что данным названием интересовались и в XIX веке.

Тарасинская земля богата легендами и преданиями. Из сохранившихся легенд я узнал о существовании нескольких версий названия моего села. И вот что я узнал:

1.    связано с название молочной водки «тарасун»;

2.    связано с основателем улуса - человеком по имени Тарас;

                 3.    от бурятского слова «тараха», что означает распадаться.

И действительно, наше село состоит из трех улусов: Верхне - Тарасинский (Урда айл), Средне-Тарасинский (Дунда айл), Нижне-Тарасинский (Монхой айл).

Также в результате работы я нашел описания обрядовых действий бурят нашего округа. Они были весьма разнообразны и имели определенный порядок. По рассказам дедушки и бабушки узнал о главных особенностях в воспитании детей, о правилах этикета, об именитых людях моего рода, улуса, о родовых легендах.

Для бурятской семьи характерно большое разнообразие в соотношении различных групп родственников. В ее состав, помимо кровных родственников (отца, матери, детей и их потомства), могли входить и родственники по боковой линии (дяди или тети главы семьи или его жены, неженатые родные, двоюродные братья, племянники). Обряд от родства проводился, когда род сильно увеличивался, и подрастали поколения во многих семьях, его разделяли. Выделившаяся семья составляла отдельный род - обок. На обряд съезжались все старейшины рода, все молились духам и предкам.

Буряты, не имеющие своей семьи, бездетные вдовы или вдовцы, сироты, не оставались без присмотра или приюта, а жили с близкими или дальними родственниками. Обществом не допускалось, чтобы престарелые, инвалиды, сироты были без надзора и дома. В нашем районе и селе есть много фактов усыновления или удочерения детей, даже из русских семей.

Взаимоотношения членов семьи определялись патриархальными традициями. Отец, глава семьи, его воля и желание для всех членов было законом. Даже взрослые сыновья не могли возражать ему. Уважение старших и почитание их выражалось и в том, что младшие не называли старших по именам, а пользовались принятой терминологией родства: отец-баабай, мать- маамуу, дед по отцу- төө бабай, бабушка по отцу - төөдэй, брат отца- абага, жена брата отца- -абага изы. Все родственники не назывались младшими по именам, а, обращаясь к ним, употребляли эти термины. Эта традиция сохраняется в семьях, где воспитанием детей вместе с родителями участвуют старшее поколение.

Мать в семье пользовалась большим уважением детей, ее окружали почетом. Неуважение или грубое отношение к матери считалось недопустимым. Такое встретить в бурятском быту раньше было почти невозможно.

По свидетельству путешественника   Палласа, во второй половине XVIII века насчитывался около 80 бурятских родов. По традиции у незнакомого бурята   при встрече спрашивали, к какому роду он принадлежит, и каждый бурят должен был знать название своего рода и перечислить предков по мужской линии до седьмого-десятого поколения.

Существовал еще один очень хороший обычай взаимопомощи при кочевках, строительстве юрт, катании войлока, организации свадьбы, похорон. Когда стало развиваться земледелие и сенокошение, помощь оказывалась при уборке хлеба и заготовке сена. Взаимопомощь особенно была развита при выделке кожи, стрижке овец, катания войлока. Этот обычай полезен был тем, что общими усилиями быстро и легко выполнялись трудоемкие работы.

Наши предки были очень гостеприимны. Буряты всегда подают помощь путешественнику и делятся с разорившимся средствами для поправления его состояния. Когда земляк, путешественник или иностранец останавливается в их улусе, всякий почитал за великую честь принять гостя и заколоть барана для угощения. Принимая, всегда делают подарок гостю, а при его отъезде - от чистого сердца желают хорошего пути. Гость всегда останавливался у кого-либо из старших. Каждый одноулусник-сородич считал своим долгом пригласить к себе прибывшего и угостить его. Вокруг гостей составлялась целая компания, которая обходила все дома.

Все стороны семейно - брачных отношений регулировались обычаями и традициями. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте, когда дети находились в колыбели. В знак согласия- заключения брачного договора - «худа оролсолго» родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел право выдать ее за другого. Иногда, чтобы избежать расходов по калыму прибегали к обычаю андалята - обмену. Две семьи имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками.

Свадебный обряд обычно состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганай наадан - девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного   поезда.   Ожидание  в доме жениха, бракосочетание, освящение новой   юрты. Свадебные обычаи и традиции имеют в разных этнических группах свои особенности.

Дети в жизни бурята занимают значительное место. Самым распространенным и добрым обычаем считалось благопожелание: «Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдавать замуж». Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что породило обычай: при отсутствии своих детей усыновлять чужих детей, детей родственников, чаще мальчиков.

При рождении ребенка после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был семейным торжеством, на него собирались родственники и соседи, принося подарки новорожденному. Имя ему давал кто-либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него таким образом внимание злых духов. Нередко давались имена, обозначающие животных, обидные прозвища. Запрещалось произносить в адрес ребенка хвалебные слова - хорошенький, красивый, славный и т.д. Его следовало называть отрицательными эпитетами- безобразный (муухай), плохой (муу), глупый (тэнэг) и так далее.

Обязательные обряды защиты детей совершались в разные годы в 3,5, 7 лет и в зависимости от пола. Для девочек совершались обряды, выражавшие просьбу даровать ей долголетие, благополучие и чадородие. Для мальчиков - обряды во избежание болезней, чтобы вырос ловким и сильным. Таким образом, с момента рождения и до совершеннолетия жизнь ребенка сопровождалась множеством разнообразных обрядов, направленных на защиту жизни и здоровья.

Бурятские семейные традиции воспитания богаты и разнообразны. Огромное значение придавалось роли родного языка, фольклору, духовным, нравственным, трудовым традициям, воплощающим их обычаям, обрядам, ритуалам, действиям. Важнейшим моментом является воспитание привязанности к отчему краю, осознание ответственности за родную землю. Детей с малых лет учили знанию родного языка, обычаев и традиций отцов и дедов. Старались прививать трудовые навыки. Мальчиков учили ездить на лошадях, стрелять из лука. Девочек учили мять ремни, разжигать костер, нянчиться   с малышами. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, ходить на охоту. Девочек приучали к женским обязанностям через систему "Эхэнэрхунай долон шанар" (семь талантов женщины):

1.Оказывать родителям  почтение  речами,  угощением  и  мягкой  постелью  (эхэ эсэгэдээ гурбан зоолэниие шутоохэ угын зоолэн, эдеэнэй зоолэн, унтариин зоолэн).

2.Воспитывать   детей   хорошими   людьми   (ухибуудээ hайн   хунууд   болгохоо хумуужуулхэ).

3.Уметь вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг (гэр байраяа, галл гуламтаяа hайнаар сахиха).

4.Уметь  ухаживать   за  домашними   животными   (мал   адуугаа  тобир   тарганаар адууhалха)

5.Уметь готовить молочные блюда (Иуоор саган эдеэ бэлдэжэ шадаха).

6.Уважать мужа и уметь принимать гостей (эрэ нухэроо, айлшадаа хундэлхэ).

7.Быть  хозяйкой  серебряного  наперстка  -   владеть  искусством  шитья  (мунгэн хурабшын эзэн болохо).

Мальчиков воспитывали в соответствии девяти наук настоящего мужчины «hайн эрын юhэн эрдэм»

1.     Агнаха (охотится);

2.     Эбэр номын хубшэ татаха (уметь натягивать тетиву рогового лука); З.Урилданай мори унаха (уметь быть наездником);

4.Барилдаха (уметь бороться);

5.Дархалха (уметь выполнять кузнечные работы);

6.Урлаха (уметь мастерить);

7.Наймар могойшолод минса, гурэхэ (уметь плести 8-ми ременной бич);

8.Гурбила шудэр томохо (уметь вить путы-треножники);

9.hэер шаха (уметь ломать одним ударом остистую кость позвонка лошади).

Изучение материалов известных исследователей - этнографов конца XIX -начала XX века об отдельных сторонах религии бурят позволяет говорить о том, что в этот период, несмотря на жесткую русификационную политику царского правительства по отношению к коренному населению Прибайкалья, которая в первую очередь подразумевала его христианизацию, боханские буряты продолжали придерживаться своей религии - шаманизма.

Ведущий исследователь бурятского шаманизма, уроженец Боханского района Иркутской области Тарас Максимович Михайлов считает, что шаманский пантеон божеств (тэнгриев, ханов, заянов, эжинов и т.д.) условно можно разделить на следующие группы по степени важности и количеству участников: общебурятские, межплеменные и племенные, родовые, территориальные, улусно-общинные, семейно-индивидуальные. Буряты проводят обряды почитания этих божеств. Таким образом, большой обряд тайлаган также проводится на разных уровнях, по разным поводам и в разное время года. Вначале проводятся семейно-индивидуальные, затем улусно-общинные и так далее по возрастающей. С наступлением лета буряты проводят таилаганы в своих семьях, сёлах, районах, родах и т.д., местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов, лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня.

В благодарность матери - земле за урожай, за приплод скота и прожитый благополучно год жизни - проводился осенний Тайлаган, на котором испрашивалась у духов родной Земли благополучная зимовка людей и скота.

Тайлаган, обряд жертвоприношения духам - хозяевам гор, рек, озер и местностей. До перехода бурят к хлебопашеству Тайлаганы устраивались обычно летом, особенно по случаю засухи или других стихийных бедствий. Этот обряд древнего религиозного происхождения. Верующие люди приносили ему жертвы от всевозможных бедствий. Тайлаган народ охотно поддерживал и по другим причинам. Люди жили бедно. На одного нойона десятки работали. С утра и до ночи не разгибали спины, а в тайлаган и отдохнуть можно. Да и кусок мясо получить. Тайлаганы устраиваются у высоких гор, по понятию верующих, с высоты мольбы и просьбы людей быстрей будут услышаны богом. Место его проведения считается священным, туда запрещалось приходить женщинам. Первым делом разводили костер, сами устраивались вокруг него. Один из стариков брал в руки чашку с тарасуном, подходил к костру и читал молитву, закончив, капал в огонь, затем оставшиеся в чашке брызгал на восток. И так каждый повторял действия первого. Раньше в улусах проводились такие тайлаганы как «Заянай», «Шулуунай», «хашуунай», «эхэ», «утэгэй», «ардын» и т.д. Сразу же по завершению весенне-полевых работ проводили «ехэ» тайлаган, на него съезжались только жители улусов Тарасы. Собирались на горе Шаманка, брали с собой кумыс. По группам для жертвоприношения семьи брали барана. Хозяин барана привозил с собой котел, дрова, посуду. Участники торжества устраивались вдоль горы с востока на запад в порядке старшинства рода. Старший по роду занимал почетное место на востоке у самого большого костра (шэрээ) замыкает род младший по родству. Молодежь ехала на верховых лошадях, люди старших возрастов -на телегах. Большую работу выполняла молодежь: она разводила костры, колола барана, варили мясо, делили согласно едокам, участвовали в состязаниях по национальной борьбе, в скачках. По завершению соревнований наступал торжественный момент, когда участники собирались, главы семей становились впереди, наполняли чашки тарасуном, туесок кумысом, клали куски мяса и передавали родителям старшие сыновья. Отцы капают тарасун и бросают куски мяса в огонь, брызгают в воздух, затем совершают вокруг костра круг, возвращаются к семьям, дают мясо и пригубить кумыс. Опять наполняют чашки тарасуном, кумысом, мясом. Круг у костра повторяется десять раз.