Четверг, 20.07.2017, 15:38
Национальный музей Усть-Ордынского Бурятского округа Областное государственное бюджетное учреждение культуры
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика
Форма входа
Яндекс.Погода





Традиционные занятия местного населения

 

Мутина Елена, 9 класс МОУ Ангарская СОШ

Руководитель: Клименко Т.А., педагог дополнительного образования,

руководитель краеведческого кружка

Сибирь - страна местных старожилов, ссыльных и переселенцев, которые, конечно, не смогли бы прожить в достатке на одно небольшое государственное пособие. Занятия различными ремеслами, основание своего дела - вот что спасало людей в этом суровом краю.

В «Топографическом описании Иркутского наместничества» (1791) приводились следующие сведения о занятиях и ремеслах иркутян и жителей окрестных сел: «Ремесло жителей наиболее состоит в промысле зверей и рыбы, в работе иконной, плотнической, сапожной, башмачной, или по-сибирски чирочной, поваренной, кожевенной, парикмахерской, шерстобитной, бочарной, кузнечной, горшечной, топорной, солодовой, санной, тележной, резной, оконничной, мыльной и маркитанской». Наибольшее развитие получили ремесла, основанные на местном сырье и промыслах.

Большое значение в традиционном крестьянском хозяйстве играли мелкие ручные производства. Одни из этих занятий обеспечивали лишь нужды семьи (домашнее производство), другие - спрос заказчика (ремесла), третьи поставляли товар на рынок (кустарные промыслы).

Особенно активно ремеслами занимались переселенцы, для которых вырученные деньги были основным источником дохода. Некоторые вещи жители села производили в основном для домашнего потребления, хотя при случае могли и продавать их - это пряжа, кирпичи, деревянная и глиняная посуда, мыло, одежда, некоторые виды обуви, лодки, а также различные орудия труда из дерева: грабли, лопаты, вилы, прялки, ткацкие станки и другое.

На берегу быстрой, чистой реки Ангары, усеянной множеством зеленых островов, стояли, красовались две русские деревеньки - Русский Нельхай и Мучная степь. Жители этих деревень в основном занимались земледелием. Преобладало обычное трехполье: яровой клин, озимый и паровой. Земельный надел крестьянской семьи включал не только землю вблизи дома, но и участки, «полоски» на полях вокруг деревни. До коллективизации было единоличное хозяйство у крестьянских семей. Держали лошадей, коров, овец, птицу. На лошадях, быках пахали землю. Никакой механизации не было, все делали вручную. Выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо, коноплю. Из конопли давили масло, вили веревки, ткали полотно. Косили вручную, женщины, девушки вязали снопы, складывали в стога. Из воспоминаний Новопашиной Зинаиды Петровны, 1935 г.р.: «Нас у мамы было двое детей, старшей шесть лет. Целый день она работала в поле, все вручную. Косили, все перелески выкашивали, подсохнет, девчонки гребли, ворошили кошенку, а мальчишки -копны возили, 70 копен - норма. Ставили зароды, зимой на лошадях возили в колхоз на фермы. Мама рассказывала, какие женщины ставили копешки -суслоны. Сооружать их, немалая сноровка нужна: каждый суслон словно башенка. Один ставится посредине, восемь - вокруг, а десятый раздвигают веером и им накрывают все остальные. В день норма -30 таких копешек». Все жители имели огороды, в которых выращивали картофель, свеклу, морковь, репу, редьку, лук, огурцы, табак и хмель, все хорошо родило. У местной пшеницы была хорошая клейковина, мука из нее славилась на всю округу.

В Мучной была своя водяная мельница. Работа на мельнице завершала годовой круг крестьянского труда по севу, выращиванию, сбору и обработке зерна. Почти каждая деревня имела свою мельницу, а в некоторых деревнях их было две-три. Мельница сооружалась, поддерживалась в рабочем состоянии и содержалась всей деревней, также на содержании находился мельник. Существовал особый, строго выполнявшийся график работ на мельнице: каждому хозяйству отводился отдельный день, в который хозяин мог перемалывать в муку зерно, как своё, так и своих родственников. В свой день хозяева должны были содержать мельника, то есть обеспечивать его продовольствием, а также доставлять необходимые для работы мельницы смазочные материалы. На мельнице в Мучной работали Попов Степан Касьянович, потом Ершов Петр Дмитриевич.

И в Русском Нельхае и в Мучной степи было распространено и валяние или, как ещё здесь говорят, «катание» валенок, отчего и валенки часто называют «катанки». Валенки катали из зимней, весенней или летней шерсти. Осенняя шерсть, а также первая шерсть с ягнят из-за своей грубости на валенки не годилась. Шерсть сбивалась с помощью тетивы, изготовленной из вычищенного и высушенного с подвешенным грузом тонкого кишечника овцы. Уж как нужны зимой валенки, да не каждый сможет их скатать. У мастеров колодки на все размеры и старым и малым, так подгонят по ноге что любо-дорого смотреть. И удобно и тепло. На всю округу славились своим мастерством Коломыченко Иван Абрамович, Мутин Михаил Иннокентьевич.

Из шерсти кустари изготовляли войлоки. Одним из важнейших был скорняжный промысел ~ выделка шкур домашних животных и овчин. Сбрую изготовляли специалисты - шорники. Простейшие шорные работы мог выполнить каждый хозяин, но лучшая сбруя получалась у Середкина Михаила по прозвищу «Миха сухой». В деревушках был распространен сапожный промысел. Мараховские Степан и Василий и шили и латали обувь для односельчан.

Самыми необходимыми в хозяйстве были бондарные изделия -всевозможные кадки, ушаты, ведра, подойники, жбаны. В них держали воду, квашеную капусту, соленые огурцы, квас. Бондарным промыслом занимались в зимнее время почти все крестьяне, одни лучше, другие хуже. Ёмкости большой вместимости - бочки, кадушки - изготавливались из сосновых досок, стянутых также деревянными обручами. Концы обручей зацеплялись друг за друга особым приёмом, образуя прочное замковое соединение. Хорошим бондарем был Хонский Константин Кириллович. Подшивалов Алексей Васильевич делал отличные сани, телеги, грабли, лопаты.

Использовалась и долблёная утварь, которая изготавливалась из цельного куска дерева с помощью специального топорообразного инструмента с лезвием поперёк рукоятки. Много было и других изготовленных из дерева ёмкостей. В этом мастерстве не было равных Подшивалову Иннокентию Васильевичу. «Красивый, веселый, мастеровой Иннокентий любил на посиделках одаривать резными ложками девушек. А ребятишки за ним гурьбой ходили - птички -свистульки сильно звонко свистели», - вспоминает брата Подшивалова Ульяна Васильевна, 1923 года рождения.

Среди промыслов жителей нашего села можно отметить ломку камня, из него в деревнях закладывали фундамент для домов. Заготовку леса и дров. С лесом было также тесно связано получение смолы и дёгтя. Потребность в смоле и дёгте была большая, их использовали для смазки лодок, телег, оборудования на мельнице, а также обуви. И смолу, и дёготь получали методом перегонки в одном и том же аппарате, состоящем из бочки с воронкообразной крышкой и сборного резервуара, соединённых трубами для стекания выгоняемой жидкости. Сырьём служило так называемое «смольё»: бруски сосны для получения смолы или берёзовой коры (бересты) - для дёгтя. Бочку плотно набивали смольём, закрывали воронкой, переворачивали вверх дном и вкапывали в землю так, что в земле находилась воронка; также в землю закапывались трубы и резервуар. Бочку обмазывали глиной и долго нагревали, поддерживая вокруг неё огонь, «дымили бочку, обкуривали», - вспоминает Николай Дмитриевич Мураховский, 1938г.р. Мы мальчишками любили лазить вокруг, там целые норы были нарыты. На углях и калили содержимое бочки. Образовывалась жидкость, которая по трубе стекала в сборную емкость. Гнали смолу из сосны, из берёзы - дёготь. По такому же принципу обжигали известь. Плитняк добывали напротив Нельхая на скалах, а обжигали возле мельницы. Занимался этим Широпатов Ермолай Яковлевич. Высокий, худой ремнем подпоясанный, за ремнем топор. Возил березняк, а с него обдирал кору, из корья поленницы слаживал».

«Каким только мастерством не владели наши женщины, - рассказывает Фетисов Степан Иванович 1935г.р. Хорошо выделывали шкуры животных Петрова Сусанна Денисовна, Середкина Софья. Овчину надо сначала замочить в известковой воде. После намазать хлебным или овсяным раствором. Через три дня проверить: если шерсть отстаёт от мездры, надо весить и сушить. После сушки мять до мягкого. Из выделанной овчины шили полушубки, рукавицы. Из коровьих шкур шили «чирки», «ичиги»- это мужская обувь с голяшкой. Женские были как носки обшитые тканью, мехом. Две иголки, шило, нитки с конопли, вот и весь инструмент мастеров. Летом в чирки набивали солому, чтоб не жарко было».

Одним из основных занятий было и продолжает оставаться это рыболовство, Степан Иванович Фетисов вспоминает «...Утром рано, еще туман не рассеялся, мужики стараются проверить сети. У каждого хозяина для рыбалки свое место. Ангара поделена невидимыми границами, от этого камня до той березы мое место, от березы до залива твое. Каждый ставил на своей территории. Во многих дворах были лодки, инвентарь для ловли рыбы. Были умельцы, которые вязали сети, строили лодки. Сегодня связать сеть может Фетисов Илья Михайлович, а вот сделать лодку уже никто не умеет. Ершов Афанасий рыбачил, щук ловил самых больших, видимо секрет какой-то знал. Многие почти на одной рыбе и жили. Мастеров в деревне много было, -практически каждый владел каким-нибудь ремеслом. В небольшой избушке возле леса жила семья. Дед делал глиняную посуду для всей деревни, а домашние ему помогали. Глину добывали на мысу. Годилась не всякая. Копали, привозили и заливали горячей водой. Месили ногами до тех пор, пока не формировалось глиняное тесто. Камушки, веточки выбирали руками. Посуду делали на гончарном круге. Готовое изделие подправляли руками или мокрой тряпкой. Подсушивали на солнце или в русской печи, потом обжигали. Для обжига посуды подходили не все дрова, а чаще смолистые пеньки - от них жара было больше. Навалят целую гору посуды и часов семь обжигают. Тут и горшки, и плошки, кувшины, корчаги под пиво, крынки. Красили посуду свинцом. На огне свинец плавят, пока порошок не получится. Потом этот порошок разводили в воде и обмазывали изделия. Кирпичи для печек сами делали. Глина, конский волос, стекло. Молотком набивали в формы, сушили на солнце, обжигали и клали печи». В силу промышленного производства это ремесло сейчас исчезло.

Ремесла имели разное значение для домашнего хозяйства, наиболее значимым для нормального обеспечения семьи было ткачество.

Ткачество являлось традиционным занятием русских крестьянок. Большая часть необходимых в хозяйстве тканей производилась в домашних условиях. Их ассортимент был очень широк и включал в себя ткани для одежды, для хозяйственных нужд - на мешки и полога, которыми закрывали, например, собранное зерно, на постельное белье, скатерти, занавеси. Для ткачества использовали ткацкий станок. Его основная часть - деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две нижние педали, вертикальные рамки «гребенки», бедро, челнок. «В деревню Русский Нельхай мы попали по спецпереселению с Курской области, - вспоминает Нижник Василий Иванович. Отец, мать, бабушка и четверо детей. Бабушка Ульяна Сергеевна привезла с собою прялку. Всю дорогу берегла ее как малого ребенка. С утра до вечера сидела бабушка за прялкой - кормила всю семью своей работой. Работала весело, то песню напевает, то сказки нам рассказывает, и работает и за нами присматривает, пока родители на работе. Коноплю для работы заготавливали с осени. Сушили, потом долго вымачивали. Можно было зарыть ее в снег до весны, и дожди, росы, изморозь, туманы и зимние оттепели делали свое дело. Мяли в специальных мялках. От того насколько хорошо размяты стебли, зависит, какая потом будет пряжа. Зажимают коноплю в мялку и, начиная с конца, треплют ее, пока не обомнут. Потом хорошо проколачивают палкой, чтобы вся костра высыпалась. Затем всю коноплю перетирают в руках - пыль столбом стоит. Обычно этим в бане занимались - очень много отходов. Дальше вычесывают. То, что погрубее - «уток» - шло на кули, на веревки. А с мягкой, шелковистой «основы» ткали на рубахи, полотенца, скатерти, постельное белье. Холсты отбеливали на росе и в снегу, а также вываривали в щелоке (отваре древесной золы). Мокрыми еще укладывали в бочки, сильно пересыпали золой, заливали горячей водой и кипятили, опуская в воду раскаленные камни. Так и стоит в ушах «шлеп-шлеп», бабушка ногой прялку крутит. За работу люди рассчитывались продуктами. Так и кормила бабушка семью».

Ткацкий станок служил человечеству с древнейших времен. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие станки.

«Мама моя большая была мастерица половики ткать, - делится воспоминаниями Хоботова Александра Алексеевна. Если удавалось, доставали обрезки ткани с фабрик, всю ненужную одежду резали на тонкие полоски зимой. Сшивали, сучили и сматывали в клубки. Ткали долгими зимними вечерами. С шести - семи лет и нас уже учили и шерсть шиньгать и прясть. Хоть жили и небогато, но в избах всегда было чисто. Полы вышаркивали мочалками с дресвой, они были как палевые. Вымывши пол, стелили холстины, сшитые во всю комнату, приколачивая их гвоздями к полу. А сверху постилали разноцветные полосатые половики». Особый уют придают дому веселые полосатые половички. Сельские мастерицы: Крюковы Аграфена Сергеевна, Евдокия Сергеевна, Середкина Марфа ткали себе и людям, зарабатывая на хлеб. Сегодня в деревне остался один ткацкий станок у Нижник Василия Ивановича, только ткать на нем уже никто не умеет.

Из ниток не только ткут, но и вяжут. Женщины и девушки нашей местности и сегодня владеют этим мастерством, как и в старые времена, обеспечивают всю семью носками, рукавицами и разными другими вещами.

Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. Местные жители всегда заботливо украшали предметы домашнего обихода, будь то незатейливый наличник на окне, прялка, глиняная чашка. Материалом для творчества служило все, что их окружало: камень, глина, ткань. Самые простые предметы жители старались сделать нарядными, внести праздничность в повседневность.

Одним из самых распространенных видов народного искусства является вышивка, которой занимались женщины самых различных социальных слоев. Искусство вышивания насчитывает века и имеет свои особенности: двойной крест, гладь, настил, ришелье, косичка и т. д. В крестьянских семьях девушки сами были должны приготовить себе приданое. По мере взросления будущая невеста осваивала секреты прядения, шитья, вышивки, ткачества. «В округе у нас все женщины, девчонки занимались рукоделием. С вязанием, прядением, вышивкой собирались женщины, девушки небольшими группами. Здесь и пели, и гадали, и учили друг друга секретам мастерства, - рассказывает Манукян Галина Васильевна,1952 г.р. Пряла и ткала, весь дом одевала, начинают подшучивать взрослые женщины. Хоть не точим, не прядем, а наги, не ходим, хохочут им в ответ девушки. Стены в домах были украшены вышивками. Библиотекарем в школе работал пожилой художник Виноградов Владимир Иванович. Он рисовал картины, оформлял школу. Все у него брали маки, розы для вышивок. Вышивки оформляли или в рамки под стеклом, или просто прибивали гвоздиками на стенку. Крючком вязали скатерти, салфетки, подзоры. Самые красивые скатерти и кружева получались у Слижевской Антонины Константиновны».

Значительное распространение получило кузнечное дело. Рабочие кузницы были отменными специалистами. На всю округу славились своим мастерсвом Середкин Василий, Мухлаев Яков Григорьевич. Они не только ковали лошадей, но и брались за более сложную работу, изготавливали односельчанам необходимые вещи: крюки, ухваты, скобы, гвозди. Сельскохозяйственные орудия и их части: лемех, сошник, серп бороны. Плотницкие инструменты: топор, молоток, кусачки, циркуль, железка рубанка. Множество кованых изделий, использовавшихся в быту: замок, скоба, петля и штырь для дверных петель, светец для лучины, багор, ложка-половник и многое другое. Работа в кузнице была тесно связана с сельскохозяйственной деятельностью крестьян, кузнец изготавливал железные части их орудий труда и транспорта. Деревенские кузнецы постоянно испытывали недостаток металла, из-за чего подварить на 1,5-2 сантиметра сносившийся сошник превращалось порой в серьёзную проблему. Поэтому крестьяне исключительно бережно относились не только к инвентарю и утвари из металла, но и к старому железному лому, который скупали кузнецы. В силу пожароопасности кузницы всегда располагались на окраине либо в отдалении от деревни.

Расспрашивая старожилов деревни о прошлом, как правило, слышишь увлеченные рассказы. Нередко, мнения различных людей по поводу тех или иных событий, происходивших в селе, или обстоятельств, их сопровождающих, кардинально расходятся. Потому что по-разному сохранились в памяти людской. Однако люди пытаются донести до сегодняшних жителей села историю своей земли, своей малой родины.

«Очень любила я свою бабушку Анну Иннокентьевну Середкину. Любила слушать, как она рассказывает о своей нелегкой жизни, - делится воспоминаниями Николаева Тамара Алексеевна, 1942 г.р. Жили при лучинах, по праздникам при керосиновых лампах. Носили одежду из полотна. На праздники гуляли всей деревней, считалось за честь пригласить к себе в гости, столы старались накрыть: соленые огурцы, грузди, рыжики, овощи, рыбные пироги, рыба жареная и многое другое. Каждая хозяйка старалась показать свое умение. Очень вкусный хлеб стряпала моя бабушка, круглые булки, душистые калачи, шаньги, «коньки». В корчагах варили «бурдук». Тесто заливают водой, оно бродит. Воду несколько раз меняют - остается крахмал. Добавляют сушеных ягод и заваривают кисель. Еще любили мы бабушкину «кулагу». Замешивают в корчаге ржаную муку с солодом, упаривают в русской печи. Добавляют калину или другую ягоду. Заправляют сахаром или медом. Рецепт выпечки белого хлеба: пшеничная мука с вечера смешивается с водой и помещается в квашню с «подквасьем» - остатками старого теста, используемого в качестве закваски (вместо дрожжей); утром тесто еще раз перемешивается и выпекается в печи. Давно сама стала бабушкой, а эти детские воспоминания до сих пор согревают меня».

 

Литература

1. Болонев Ф.Ф. Семейские :Историко-этнографические очерки.- Улан-Удэ:Бурятское книжное издательство, 1992.

2.Лебедева Н.И.Прядение и ткачество восточных славян в 19 - начале 20 века Восточнославянский этнографический сборник. МЛ 956. Т.31.

3.Очерки истории города. /С.М.Алексеев, - Иркутск: Восточно-Сибирская книжная компания, 2002.

4. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881 ~ 1901гг / Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993.

5. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М., 1948.

6. Семенова Мы -славяне. Санкт-Петербург: Азбука. 1997.

7. Народные художественные промыслы. Под редакцией Некрасовой М.А. Темерина СМ.- М.,1986.

8. Информация Новопашиной Зинаиды Петровны 1935г.р.

9.  Информация Фетисова Степана Ивановича

10.      Информация Мураховского Николая Дмитриевича

11.      Информация Хоботовой Александры Алексеевны

12.      Информация Николаевой Тамары Алексеевны

 


Сегодня в музее
Поиск
Календарь
Архив записей
Органы управления
  • Администрация Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  • Министерство культуры и архивов Иркутской области
  • Правительство Иркутской области
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Наши партнеры
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный Центр народного творчества>
  • ОГБУК "Государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы">
  • ОГБУК "Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов">
  • ОГБУК "Национальная библиотека им.Хангалова" ОГБУК "ККЗ Эрдэм" ГБ ПОУ ИО "Усть-Ордынский аграрный техникум"
  • ОГБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей
  • Новонукутский музей